По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что в экспериментальной группе отсутствуют дети с низким и средним уровнем культуры поведения.
Для наглядности проделанной работы сравним полученные результаты с данными контрольного эксперимента (диаграмма 2 и 3).
Рис. 2 - Уровень сформированности культуры поведения у детей контрольной группы
Рис. 3 - Уровень сформированности культуры поведения у детей экспериментальной группы
Из анализа диаграмм можно сделать следующие выводы:
- уровень сформированности культуры поведения у детей контрольной группы изменился незначительно в сторону улучшения. Данные изменения могут быть обусловлены работой родителей с детьми по данному направлению;
- уровень сформированности культуры поведения у детей экспериментальной группы после проведения эксперимента выше.
Рассмотрим изменение культуры поведения в экспериментальной группе по различны навыкам (рис. 4).
Рис. 4 - Изменение уровня культуры поведения в экспериментальной группе
По результатам рис. 4 можно говорить о том, что:
- наиболее эффективной оказалась работа в сфере культуры общения (изменение в среднем на 1 балл) и культуры деятельности (изменение на 1,5 балла);
- самые незначительные изменения наблюдаются в сфере культуры гигиены дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, показал действенность разработанной программы по развитию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
При дальнейшей работе по данной тематике важно уделить больше внимания развитию культуры гигиены старших дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, показал действенность разработанной программы по развитию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
При дальнейшей работе по данной тематике важно уделить больше внимания развитию культуры гигиены старших дошкольников.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности воспитания культуры поведения дошкольников.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности воспитания культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
- знание “механизмов” формирования культуры поведения;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Статьи по педагогике:
Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...
Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий
Совершенствование и развитие ресурсных циклов является основным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах. Данные принципы, возможно, использовать в любой области природопользования и производства. Их можно сформулировать следующим образ ...
Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...