Формирование культуры поведения у дошкольников старшей группы происходило в двух направлениях:
- формирования культуры поведения через уроки вежливости. Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке;
- формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Данному этапу было уделено особое внимание, т.к. умение общаться с окружающими для дошкольников старшего дошкольного возраста – это залог успешного обучения в школе. Кроме того, особое внимание к речевому общению обусловила и специфика исследуемой группы (логопедическая группа).
Задачи, поставленные для формирования культуры речевого общения:
- Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии нами положены следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей старших дошкольников. У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми; к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
2. Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
3. Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
- Беседам с детьми;
- Использованию художественного слова;
- Комплиментам, как одному из видов поощрения;
- Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- Драматизации отдельных произведений.
4. Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность - занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
5.Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
6. Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
7. Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
- введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
- формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.
Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
Комплексная программа формирования культуры речи общения у детей старшего дошкольного возраста представлена в таблице № 4.
В представленной таблице отражены:
Статьи по педагогике:
Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме
«Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...
Понятие и характеристика множества
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как к ...
Лингвистические основы изучения звуко-слоговой
структуры слова
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных я ...