Рука тоже делится с помощью золотого деления: плечо, предплечье, кисть, фаланги пальцев.
Пропорция. А сейчас давайте посмотрим как это правило действует на Нас. (практическая работа)
Пропорция. Дальше пожалуйста Иоган Кеплер. (золотое сечение в растительном мире)
Расположение листьев на деревьях не случайно, а подчиняется определённому математическому закону. Рассмотрим вот что. Если внимательно рассмотреть веточку с листьями, то можно заметить, что основания черенков располагаются по винтовой линии. Если соединить последовательно основания листьев ниткой, то она обовьётся вокруг стебля. Проследить расположение листьев на этой спирали, мы непременно увидим листья расположенные один над другим. Часть спирали, заключённая между такими листьями в ботанике называется «циклом».
Для краткости и удобства обозначим листорасположение в виде дроби, в числителе которого число оборотов, в знаменателе – число листьев в этом цикле. Так, дробь 3/8 показывает, что один цикл спирали трижды огибает стебель, и что в этом цикле 8 листьев. Эта же дробь показывает расхождение двух соседних листьев.
Каждый вид растений имеет своё листорасположение. И этот угол всегда подчиняется определённому закону.
Пропорция. С помощью измерения веточек растений вычислить подчиняется ли Ваша веточка этому правилу.
(выполняется второе практическое задание)
Пропорция. Наш вечер почтил своим присутствием сам Леонардо ди Сьер Пьеро да Винчи. Ему предоставляется слово.
(«Золотое сечение в эстетике»)
Долгое время считали, что в изобразительном искусстве теория художнику не нужна, а знакомство с наукой не обязательно. Многие даже считали, что это мешает свободному индивидуальному творчеству. Но мастера древней Греции, умевшие сознательно пользоваться законами золотого сечения применяли их для создания гармонии в произведениях и добились такого совершенств строения форм, выражающие их общественные идеалы, какое редко встречается в практике мирового искусства. Вся античная культура прошла под знаком золотой пропорции. Знали эту пропорцию и в древнем Египте. Знание законов золотого сечения или непрерывного деления помогает художнику творить осознанно и свободно. Используя закономерности золотого деления можно исследовать пропорциональную структуру любого художественного произведения.
Но давайте поговорим о времени, которое ближе к Нам. В 60-х годах прошлого столетия члены Рижского общества естествоиспытателей провели следующее исследование: они собрали несколько тысяч визитных карточек различных людей и определили отношение длин их неравных сторон. Среднее отношение довольно сильно подходило к золотому сечению. Прямоугольная форма книг, бумажников, окон, рамок для картин – более или менее удовлетворяет пропорции золотого деления.
В архитектуре уже сталкиваемся с более точным и сознательным применением того же принципа. Рассмотрим известную фигуру зодчества – Парфенон (Рис. 6).Длина – 31,2 метра, высота – 19,3. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным.
Рис. 6
Пропорция. Ребята, я даю Вам на дом задание: измерить множество предметов и взять среднее от их величин. Допустим, аудио кассету, отношение длинной к короткой стороне.
А мы продолжаем. Далее будет выступать композитор Сабанеев и искусствовед Розенов.
Композитор. Я занимался исследованиями музыкальных произведений классиков и пришёл к такому выводу, что отдельные интервалы соответствуют золотому сечению. Оно присутствовало в таком огромном количестве объектов моего исследования, что их количество перевалила за 50% от всего мною разобранного, так сказать.
Искусствовед. Золотое сечение обнаружено и в поэтических произведениях. Экспериментами стиховедов и физиологов установлено, что если единица ритма стихотворения короче 0,1 с, то слух человека не фиксирует разрыв речи и речевой поток кажется непрерывным; если период превышает 10 с, то восприятие периодичности тоже прекращается. Следовательно, оптимальное время единицы ритма расположено в границах от 0,1 до 10 с.
Статьи по педагогике:
Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...
Организационно-методические модели ДО
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...
Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогически ...