Цель исследования: Выявить уровень развития мелкой моторики у детей подготовительной группы посредством графических приемов.
Задачи:
Получение информации о развитии мелкой моторики у каждого ребенка группы;
Анализ полученных данных.
Методика исследования:
Составление карты речевого развития каждого ребенка совместно с логопедом;
Диагностика развития мелкой моторики (тесты на развитие графических навыков);
Анкетирование родителей с целью получения информации о художественно-графической деятельности дома .
Исследования проведены в подготовительной группе МДОУ №171 «Зеленый огонек». В исследовании принимали участие 18 детей: 9 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6-7 лет. 9 детей имеют различные отклонения в развитии речи, из них 5 девочек и 4 мальчика. 9 детей с нормальным речевым развитием, из них 4 девочки и 5 мальчиков.
Перед началом работы по диагностике детей для определения уровней развития мелкой моторики ознакомились с картой речевого развития каждого ребенка, участвующего в исследовании (приложение №1). Анализ речевого развития детей дает возможность сделать вывод, 9 детей имеют нормальное речевое развитие, 9 детей прошли психолого-медико-педагогическую комиссию и им рекомендована работа с логопедом на логопункте в детском саду.
Для выявления развития мелкой моторики рук у детей данной группы был проведен тест Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, описанный в книге «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». Данный тест позволяет выявить, насколько сформирован графический навык у ребенка.
Методика проведения теста: ребенку был предложен листок бумаги в клеточку, на котором предварительно были написаны с левой стороны последовательно однотипные графические элементы: два больших – два маленьких. Ребенку предложено продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводиться по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
Оценка результатов теста:
Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует – 0.
Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует – 0.
Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует – 0.
Отклонение от строчки незначительное – 1, значительное – 0.
Последовательность элементов соблюдена – 1, неверно соблюдена последовательность элементов – 0.
развитие речь моторика дошкольник
Таблица 1.
Результаты обследования детей с речевыми нарушениями по тесту Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова.
Имя ребенка |
Параметры |
Итого | |||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. | ||
Нина Г. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Илья Б. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Роза М. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Маша П. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Рустам Г. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Дима С. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Оксана Т. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Ксюша К. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Даня Ш. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Статьи по педагогике:
Практический опыт внедрения элементов разработанного проекта в рамках
обучения школьников информатике
Желаемым конечным результатом предлагаемой системы непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс полной средней школы на момент ее окончания является достижение учащимися уровня допрофессиональной компетентности как пользователей ПК и уровня функциональной грамотности в области программирования ...
Исследование звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...